Мозаичное панно "Олимпийские кольца"
Адрес: ул. Красноармейская, д.139.
Мозаичное панно "Олимпийские кольца" – объект культурного наследия – украшает фасад здания одного из корпусов Амурского педагогического колледжа в прошлом Благовещенского физкультурного техникума.
Панно «Олимпийские кольца», созданное в 1972 г., поражает своими размерами: высота - 8 метров, ширина - 12 метров, красотой отделки, яркостью красок. Автором и исполнителем мозаичного панно "Олимпийские кольца" является Плодунов Анатолий Иванович.
Плодунов А.И. родился в 1940 году в селе Шарапово Псковской области. В биографии - детский дом, школа, техническое училище, работа каменщиком на стройках Урала. После службы в армии Анатолий поступил в Алма-Атинское художественное училище. Окончив его, приехал на Дальний Восток, устроился на работу в Амурские художественные мастерские. Главное внимание Анатолий Иванович уделяет мозаике, новому в Благовещенске направлению монументального искусства.
Контрольной работой для самого Плодунова стало исполнение фигуры судостроителя на главном корпусе Благовещенской судоверфи.
Закончив работу на судоверфи, Плодунов уезжает учиться в Ленинград. После учёбы возвращается в Благовещенск и с большой энергией приступает к новой работе - оформлению фасада здания физкультурного техникума.
Много времени уходит на поиск композиции. Можно предположить, что идея изобразить пять олимпийских колец, на фоне которых стремятся к финишной ленте три спортсменки, зародилась у художника в связи с блестящим выступлением сборной команды СССР на олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. На этой олимпиаде советские спортсмены завоевали самое большое количество медалей - 99 (золотых - 50, серебряных. - 27, бронзовых. - 22). В помощники Анатолий Плодунов приглашает более сильного в рисунке Гиви Курдиани. Вместе они разрабатывают эскиз: Курдиани - в рисунке, Плодунов в цвете. Эскиз получает одобрение художественного совета мастерских. Начались трудные месяцы почти круглосуточной работы. Как пишет Борис Машук в статье, опубликованной в "Амурской правде" 20 декабря 1972 года: "Художник сам проводил лабораторные исследования керамических плиток, красок, сам обжигал каждую плитку. А их, легко сказать, около... ста тысяч! Сто тысяч кусочков, разных по форме и величине, которые нужно было, подбирая по цвету, подогнать, уложить, приклеить к картонным листам". Затем эти картонные листы художник наклеил на 126 бетонных плит и укрепил их к стене здания специальными штырями.
Мы обратились к известной амурской керамистке Елене Брест за консультацией и попросили ее рассказать о технологии изготовления керамических плиток для панно. "Панно изготовлено из керамических плиток и цветного стекла (небольшие вставки совсем)", - делится профессиональными подробностями Елена. "Элементы из керамики автор делал сам. Видимо, сразу нарезались, из сырой глины из пластов, кусочки нужного размера, формы и количества, сушились и обжигались. Потом они красились глазурями и опять обжигались. Глазури, пигменты и печи при художественных мастерских наверняка были. Автор имел возможность подбирать, сочинять цвета и создавать ту палитру, которая необходима была по цветному эскизу". Елена Брест описала и технику "сборки": "Рисунок выкладывается на "картон" (бумага, на которую нанесён рисунок в натуральную величину). Потом на лицевую сторону наносят клей и приклеивают картон небольшими кусками, нумеруют. И уже на фасаде собирают на клей плиточный всю композицию. После этого картон убирают...". Елена убеждена, "что мозаики из керамики - редкость, бесспорно, в них есть особая уникальность. Эта работа яркий представитель советской мозаики, как раз того периода начала 1970-х годов. Грамотная, очень такая настоящая! Динамичная не только по композиции, но и по приёмам - ритмам элементов. В 1980-е совсем другая мозаика уже, другие подходы в композиции, стилизации в заполнении плоскостей, пятен".
Важно представить себе последовательность и хронологию изготовления и крепления картонных пластов на фасад здания: весенние и летние месяцы художник занимался изготовлением керамических плиток, нанесением цветной глазури, обжигом, а вот самый тяжёлый этап - крепление на фасад - пришёлся на конец осени и зиму: под дождем и в декабрьские морозы. И вот! Строительные леса убраны и мозаичное панно предстало во всем своем масштабе и великолепии.
Но, давайте вернёмся к нашему рассказу о Плодунове А.И. С середины 1960-х до конца 1970-х годов А.И. Плодунов жил и работал в Благовещенске. К сожалению, в нашем городе, не сохранились ни его фотографии, ни эскизы, ни картины. А ведь Плодунов не только создавал мозаику, но и серьезно занимался живописью. Перед нами стоит задача восстановить и его жизненный путь, и творческое наследие.
В 1980-м году, по все видимости, Анатолий Иванович покидает Дальний Восток и уезжает в Москву, где вступает в Московское отделение Союза художников. Он продолжает заниматься живописью, участвует в выставках, часто посещает родную Псковскую область. Свои картины Плодунов, в основном, дарит детским домам и больницам. В настоящее время в Псковско-Изборском музее-заповеднике хранятся несколько его работ. Три картины художника, написанные им в Благовешенске, хранятся в Музейно-выставочном центре Забайкальского края.
Умер Плодунов Анатолий Иванович в 2010 г. В память об этом замечательном художнике его друзья организовали посмертную художественную выставку.
Мозаичное панно "Олимпийские кольца", идейным вдохновителем и создателем которого был Плодунов Анатолий Иванович, безусловно, является памятником культурного наследия. Оно не только является ярким образцом советского монументального искусства, но и символизирует наши современные устремления вперед.
Просмотров: 464