Попов Вячеслав Степанович

ПОПОВ ВЯЧЕСЛАВ СТЕПАНОВИЧ (1940–2020)

Попов Вячеслав Степанович, почётный гражданин Благовещенска – 28 мая 2009 г. Директор судостроительного завода имени Октябрьской революции, руководивший предприятием более 30 лет.

Вячеслав Степанович Попов родился 22 сентября 1940 г. Он всегда шутил, что в три месяца от роду видел в бинокль Японию, а его бесконечная любовь к морю и кораблям началась с того, что он родился в пути между материком и полуостровом, когда родители возвращались из отпуска домой на Камчатку.

В 1966 г. Вячеслав Попов окончил Благовещенское речное училище, а позже заочно институт.

В.С. Попов

На завод он пришёл сразу после училища обычным мастером, а сдал последнюю вахту генеральным директором и акционером ООО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции», где объём валовой продукции в год превышает миллиард рублей. Благодаря его умелому руководству предприятие выстояло в сложные годы экономических реформ, развило производственные мощности, встало на путь уверенного производства судостроительной продукции, освоило выпуск различных изделий машиностроения.

История Судостроительного завода началась в 1887 г., когда отставной чиновник Н.С. Львов арендовал у города 6 000 квадратных сажень земли на правом берегу реки Зея и построил чугунолитейные мастерские. В мастерских производили различные предметы домашнего обихода, посуду. В течение нескольких лет предприятие переходило от одного владельца к другому, пока не оказалось в собственности золотопромышленника, >>>почётного гражданина Благовещенска С.С. Шадрина<<<. Новый владелец занялся модернизацией завода, освоил выпуск паровых котлов и машин, мельничных приводов. Именно Шадрин организовал на заводе строительство пароходов. В зиму с 1899 на 1900 гг. были заложены три парохода, в 1901 г. – ещё три, а к весне 1902-го все они были построены. На состоянии завода не лучшим образом отразился экономический кризис в 1900–1903 гг. Во время войны с Японией сократился рынок, после революции 1905 г. в Приамурье бастовали рабочие. И в 1910 г. владелец вынужден был передать завод за долги под юрисдикцию Сибирского торгового банка.

В Первую мировую войну предприятие получило правительственный заказ и закипела работа по выпуску бомбомётов (миномётов), мин, артиллерийских снарядов и противогазовых трубок. Производство набирало обороты: к 1917 г. здесь трудились уже 600 человек. В январе 1918 г., после реквизирования, предприятие перепланировали в завод машиностроительных и сельскохозяйственных орудий. Положение было трудным, и рабочие обратились за поддержкой к советскому правительству. На развитие производства были выделены средства и дан заказ от Наркомпрода. Завод работал на нужды фронта, выпуская огнестрельное оружие, бронируя вагоны, паровозы и суда. Но когда окончилась Гражданская война, производство почти остановилось – снова наступил кризис.

В 1931 г. завод преобразовали в Благовещенскую судостроительную верфь. Она получила крупный правительственный заказ на постройку нефтеналивных барж грузоподъёмностью три-четыре тысячи тонн и буксирных пароходов для доставки сахалинской нефти на Хабаровский нефтеперегонный завод. К началу Великой Отечественной войны заказ был выполнен, что имело большое значение для обеспечения народного хозяйства и фронта нефтепродуктами.

В годы Великой Отечественной войны более 300 работников предприятия ушли на фронт – их места заняли жены, дети, выпускники благовещенского училища № 13, готовившего судосборщиков, сварщиков и трубопроводчиков. Строительство судов сократилось, но выросли объёмы судоремонта. В 1945 г. поступило срочное задание от командования Дальневосточного военного округа: требовалось переоборудовать пароходы для ведения военных действий. А затем на судоверфи и вовсе ввели военное положение, работа шла 24 часа в сутки. На судах устанавливали броневые рубки, а корпуса укрепляли, чтобы можно было перевозить военную технику.

Судостроительный завод в послевоенные годы

В послевоенные годы завод строил крупную серию барж грузоподъёмностью 300 – 1 800 тонн, грузовые теплоходы, первый в нашем регионе рефрижератор «Дальний Восток», освоил выпуск нестандартного оборудования для горно-обогатительной, золотодобывающей и химической промышленности, а также стальных резервуаров с внутренним антикоррозийным покрытием, мостовых и козловых грузоподъёмных кранов.

В середине 60-х завод переходит на выпуск морских судов и менее чем за восемь лет, кроме другой продукции, строит 96 морских буксирных катеров, 125 морских рыболовных сейнеров, в том числе с рефрижерацией рыбного трюма для эксплуатации в экваториальных водах побережья Атлантического океана.

В 1974 г. судоверфь была переименована в Судостроительный завод. Начался выпуск новых рыболовных сейнеров нескольких модификаций, и всего для рыбаков Дальнего Востока их было построено более 320. Освоено производство нового козлового грузоподъемного крана КПП–12.5, которому трижды присваивался Государственный знак качества. С 1978 г. завод приступил к строительству судов для ВМФ. В 1980-м построен головной танкер и начата серия строительства морских танкеров-раздатчиков топлива и водоналивных танкеров. На их базе освоен выпуск водоналивных судов. В 1987 г. указом президиума Верховного совета СССР завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В.С. Попов

За всю летопись предприятия у него сменилось немало руководителей. Есть в истории завода имена, которые вписаны красными чернилами. Это люди, благодаря труду и профессионализму которых ООО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» словно мощный корабль прокладывает свой курс во времени почти 135 лет.

Одним из таких грамотных управленцев был Вячеслав Степанович Попов, занимавший пост генерального директора почти четверть века. Попов сумел быстро и грамотно изменить структуру управления заводом, что позволило сохранить территориальную и техническую целостность предприятия, сумел сплотить вокруг себя грамотных специалистов интеллектуального труда и рабочих профессий, в трудные годы сохранить рабочие места. Эпоха 90-х для страны и любого промышленного производства была очень тяжёлой. В Благовещенске прекратили существование многие предприятия. Благодаря усилиям Вячеслава Степановича и его команды завод сохранился и продолжает приносить пользу городу и области.

В 1990 г. построено головное судно и начато серийное строительство средних добывающих судов неограниченного района плавания «Приморье». В 1994-м завод был реорганизован в открытое акционерное общество. Прошла модернизация рыболовных сейнеров, направленная на повышение технико-экономических показателей. Создан единственный в Дальневосточном регионе участок горячего цинкования, позволяющий наносить цинковое покрытие на стальные поверхности деталей длиной до 12 метра. В 2010 г. завод вновь приступил к строительству малых рыболовецких судов для Дальнего Востока – и тогда построил 16.

Судостроительный завод

Все, кто работал с Поповым много лет, говорят: «Это был не только талантливый руководитель и крепкий хозяйственник, но ещё и успешный предприниматель. В тяжелейший для отечественного судостроения период он выбрал верное направление диверсификации производства продукции завода». Это была идея Вячеслава Попова – создать отдел маркетинга, благодаря чему благовещенские корабелы стали получать ещё и заказы на изготовление продукции для крупных предприятий нефтегазовой отрасли и гидроэнергетики.

В.С. Попов с руководителями области

Был разработан уникальный проект, по которому изготовлены купола и шатровые крыши для Кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенске и собора Святой Троицы в Тынде. Для угледобывающих предприятий наладили выпуск ковшей для шагающих экскаваторов. Для Бурейской ГЭС на заводе изготовили секции облицовки торов, водоводы к турбинам и другое нестандартное оборудование. Для Бурейского водохранилища сделан комплекс оборудования для сбора и утилизации древесного плавника. В состав этого комплекса, кроме барж-площадок и плашкоутов для перерабатывающего оборудования, входят и уникальные буксирные катера, разработанные Санкт-Петербургским КБ «Редан». Завод передал заказчику головной и первый серийный рейдовый водолазный катер нового поколения, большие гидрографические катера, серию судов-мишеней. Приступил к строительству малого гидрографического судна проекта 19910 для нужд ФГУП «Гидрографическое предприятие». Завод построил и передал ФБУ «Амурводпуть» два новых современных обстановочных катера проекта 3050. Сегодня завод, опираясь на богатый опыт, способен решать задачи любой сложности.

Судостроительный завод, XXI век

За многолетний добросовестный труд, высокие профессиональные достижения и значительный вклад в развитие судостроительной и судоремонтной отрасли, выдающиеся результаты в общественной и хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение благополучия и процветания России, Вячеслав Степанович награждался юбилейной медалью «300 лет Российскому Флоту», благодарностью Главнокомандующего ВМФ России, почётной грамотой правительства Амурской области, званием «Почётный гидроэнергетик», медалью Министерства обороны России «За трудовую доблесть», орденом «За заслуги в морской деятельности 1-й степени». Имел государственные награды: Орден Трудового Красного Знамени, звание Ветерана Труда.

 

 

Источники:

1. Ворошилова, И. Прощальная вахта амурского корабела : экс-губернаторы и известные амурчане о Вячеславе Попове / Ирина Ворошилова // Амурская правда. – 2020. – N 40 (8 окт.). – С. 8-9.

2. Стаханова, А. Судостроительный завод: от посуды до пароходов : [история предприятия] / Анастасия Стаханова // Амурская правда. – 2021. – N 21(3 июня). – С. 23.

https://ampravda.ru/2020/10/08/099347.html

https://ampravda.ru/2021/06/04/0104586.html

 

Видео:

https://www.youtube.com/watch?v=8dt5GJr-nhk

https://www.youtube.com/watch?v=8l6G4eCOssw

 

Просмотров: 0